Подготовка к полевому сезону, cбор библиографии и работа в архивах института археологии и региональных архивах

Средневековая городская культура Казахстана изучена сравнительно хорошо. Однако слабым звеном пока остается исследование памятников городской культуры золотоордынского времени Приаралья. Вместе с тем для реконструкции историко-культурных процессов протекавших в этом регионе в эпоху средневековья большое значение имеют комплексные исследования памятников золотоордынского времени. Средневековые городища является отражением одного из важных этапов в истории средневекового Казахстана, тесно связанного с истоками казахской государственности, этногенезом и культурой казахского народа.

Памятник расположен в регионе, который являлся зоной постоянных контактов между кочевниками степи и земледельческими оазисами, своеобразным «перекрестком» миграционных и торговых путей. Здесь на протяжении длительного времени шло формирование условий для устойчивого сосуществования различных этносов. Сложность протекавших здесь активных этногенетических процессов, позволил исследователям выделить Приаральский регион, как территорию особо значимую в этнической истории, назвать его «Аральским узлом этногенеза». Кроме того, в средневековой археологии постоянен интерес к теоретическим проблемам, и, прежде всего, к изучению проблемы урбанизации в широком аспекте ее понимания. Это Шелковый путь, вопросы формирования города, взаимодействие городских культур различных регионов Евразии иаспекты функций города и его внутреннего содержания, а также топографии, фортификации, застройки, архитектуры.

Казахстанская часть Приаралья, Восточное Приаралье, представляет собой глинистую равнину, примыкающую к Аральскому морю с востока, прорезанную руслами реки древней сырдарьинской дельты. Этот регион напоминает в плане как бы гигантский треугольник, занимающий свыше 400 квадратных километров в широтном направлении и 200-250 километров - в меридиональном. На ее территории выделяются четыре системы древних Сырдарьинских русел: Инкардарья, Жаныдарья, Кувандарья и Пракувандарья (иначе - Эскидарьялык). Они расходятся радиально от сырдарьинского русла южнее города Кызылорды.

Это был район взаимодействия ранних культур, своеобразный перекресток миграционных и торговых путей, место сосуществования различных народов, что позволило С.П. Толстову назвать территорию низовьев двух великих среднеазиатских рек «Аральским узлом этногенеза». История археологического изучения Приаралья и Южного Казахстана началась во второй половине XIX века после их завоевания и присоединения к России. Янгикентская группа городищ (Джанкент Мын-тобе (Джан-кала), Куюк-кала, Кескен Куюк кала) находится на полуострове или точнее острове, ограниченном на севере Сырдарьей, на западе - Аральским морем и на востоке - полосой болот и Камышевых плавней в которую, впадает староречье Кувандарьи. Остров в разных направлениях пересечен хорошо выраженными и большей частью заросшими кустарником сухими руслами старых дельтовых протоков, разбивающих его на множество более мелких островов.

Историческая традиция сохранила представление о Сырдарье, именуемой античными авторами Яксарт, средневековыми тюркскими - Йинчю-угуз, арабскими - Сейхун, как о границе двух миров - Северного Турана и Южного Ирана, скотоводов и земледельцев, города и степи. Городище Мынтобе расположено на территории Кызылординской области Казалинском районе на северо-восточной окраине села Оркендеу (большая часть памятника осталась под современным поселком). Мынтобе самое большое золотоордынское городище Приаралья. Город находился на оживленном ответвлении Шелкового пути, которое пересекало все Приаралье.

Географические координаты: 45°37'11.72"С 61°54'52.23"В. Городище имеет прямоугольное в плане четырехугольное укрепленное поселение. Стена сохранилась на отдельных участках на высоту до 3 м. Цитадель городища составляет 24000 кв.м (400x600 м), общие контуры городища по внутренней части крепостной стены составляет 2380000 кв.м (1400х1700 м). С поверхности городища подняты монеты, чеканенные в городах Золотой Орды.

Как известно из письменных источников, город Янгикент был взят монгольским отрядом, руководимым Джучи. в отличие от Сыганака, Ашнаса, Барчкента, жители которых оказали мон¬голам сопротивление и были разрушены, Янгикент был сдан его населением без боя и избежал погромов. В после монгольское время Янгикент был перенесен на новое место, в 600 м восточнее. Сейчас городище, известное под именем Мынтобе, восточная часть находится под современной застройкой.

Археологические исследования на территории городища проводились в 2005, 2006, 2012 гг. Институтом археологии им. А.Х. Маргулана. С территорий городища собраны большое количество фрагментов от керамических сосудов, медные монеты, фрагменты голубых плиток. На территории городища фиксируются отдельные небольшие земляные возвышения, диаметром до 12 м, высотой до 1 м. Юго-западнее городища располагаются несколько холмов, являющиеся видимо, отдельными усадьбами.

Подъемный материал представлен значительной коллекцией керамики, костей животных, нумизматическим материалом. Нумизматический материал представлен медными монетами XIV - ХVI вв. Некрополь городища расположен в 700 м юго-восточнее городища, в настоящее время постройки располагаются под жилыми домами.

В 2005-2006 гг. был исследован мавзолей который был обнаружен при рытье канала, где был разбит раскоп, размерами 13x13 м. В результате в северо-восточной части раскопа выявлены северная и западная стены мавзолея. Хорошо сохранился угол между стенами. Раскопками установлено, что постройка прямоугольная в плане, ориентирована углами по сторонам света. Примерные размеры сооружения составляют 13x16,9 м. Хорошо сохранившаяся северная стена постройки сложена из горизонтально положенных обожженных кирпичей. Разрушена же лишь восточная часть северной стены.

Внешний край стены выложен из одного ряда положенных прямоугольных кирпичей, размерами 26x12x6 см, внутренний же край и центр сложен из квадратного кирпича, размерами 24x24x5 см. Ширина стены составляет 1,4 м, высота сохранившейся части - 0,72 м. Восточная стена вскрыта частично, фрагментарно сохранился лишь внутренний край стены в один ряд кирпичей. На расстоянии 4 м от северной стены на глубине 0, 8 м расчищены остатки интерьера сооружения, в виде сложенных из обожженных кирпичей полукруглых форм, со скошенными краями, толщиной 4 см.

Юго-восточный угол мавзолея фиксируется в виде развала кирпичей. В центральной части постройки расчищена восточная часть конструкций, в виде уложенных плотно друг к другу, под наклоном вниз квадратных кирпичей. Видимо, это остатки надгробного сооружения. Почти по всей площади раскопа на разных уровнях найдены обломки жженого кирпича, глазурованных плиток, фрагменты керамики, кости животных. Керамика станковая, изготовлена из мелкозернистого песка. Черепки красного и серого цветов. Основной орнаментальной зоной у гончарной керамики являются венчик и плечики сосудов. Это прямые врезные и волнистые линии на плечиках сосудов и венчики с валиками, украшенные защипами. Встречаются фрагменты с голубой и зеленой поливой.

Среди облицовочной плитки, покрытой голубой глазурью, в основном встречены фрагменты плиток прямоугольных, трапециевидных, квадратных форм, с рельефным растительным, эпиграфическим и резным геометрическим орнаментами. По результатам раскопок и наблюдениям, установлено, что мемориально-культовая постройка, прямоугольной формы, возможно с выделенным порталом. Предварительно датируется XIV-XV вв. В целом, анализ керамического материала, раскопки мавзолея на некрополе, нумизматический материал с городища, дают основание судить о том, что здесь находился значительный город, вероятно, возникший в период наибольшего расцвета Золотой Орды. В ходе обследования контуров крепостной стены было насчитано более 40 башен.

Знаменитый Назарбаев центр в Астане. Посетить известный в Казахстане ЭКСПО неприменно рекомендаем туристам Астаны. Посетите монумент Байтерек по лучшей цене билета с выгодой от Ситипасс.

Иллюстрации рабочего процесса

Об институте

Казахский научно-исследовательский институт культуры
Министерства культуры и спорта Республики Казахстан

ТОО «Казахского научно-исследовательского института культуры» является научно-исследовательской и проектной организацией Республики Казахстан по системному анализу культурного пространства страны во всех его уровнях, участию в выработке государственной культурной политики, научному и методическому обеспечению деятельности государства в области культуры и информации, комплексному изучению и сохранению историко-культурного наследия Казахстана.

Миссия Казахского научно-исследовательского института культуры заключается в осуществлении углубленного системного анализа сферы культуры и научно-исследовательской деятельности, реализации Концепции культурной политики Республики Казахстан, сохранении и изучении историко-культурного наследия Казахстана, интеграции в мировое культурное пространство и эффективном международном сотрудничестве.

Официальный сайт: www.cultural.kz

О группе

Байпаков Карл Молдахметович

Руководителя проекта

Карл Молдахметович Байпаков — яркий представитель национальной интеллигенции в третьем поколении, профессионал, эрудит, человек тонкой душевной организации и глубокого ума, буквально излучающий симпатию и расположение людей. Среди наиболее заметных достижений в полевой археологии — раскопки Отрара, открытие дворцового комплекса на городище Куйруктобе с уникальными резными досками VII-IX вв.; буддийского храма на городище Каялык. Многогранно и плодотворно сотрудничество академика К.М. Байпакова с ЮНЕСКО и другими международными организациями. Интересны его работы, проводимые в области археологической архитектуры. Выдающийся археолог всю свою жизнь посвятил этой увлекательной профессии и изучению богатого прошлого нашей страны.

Результаты научных исследований К.М. Байпакова нашли отражение в ряде обобщающих монографий и проблемных статей. Им опубликовано 10 монографий, 6 альбомов, каталогов и 4 учебника и учебных пособий, свыше 300 научных и более 80 научно-популярных статей.

Участники проекта: Савельева Т.В., Ибраимов А.М., Камалдинов И.Р., Сорокин Д.В., Масанов М.Н., Хабибуллаев Ф.Ф